Собственникам земельных участков в границах памятников археологии

   Объекты археологического наследия, включенные в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) (Нормативно-правовые документы, регулирующие охрану объектов культурного наследия) на территории Пермского края (Объекты культурного наследия Пермского края) находятся на государственном учете на основании:

- постановления Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327;

- постановления Совета Министров РСФСР от 04 декабря 1974 г. № 624;

- распоряжения губернатора Пермской области от 05 декабря 2000 г. № 713-р (подавляющее большинство).

Земельные участки, полностью или частично находящиеся в границах территории объекта археологического наследия, вне зависимости от их категории и разрешенного использования, ограничиваются в соответствии с требованиями Федерального закона.

Пунктом 5 статьи 5.1 Федерального закона в границах территории объекта археологического наследия допускается проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа к нему граждан.

Общие требования к обеспечению сохранности объекта археологического наследия определены статьями 30, 36 Федерального закона: проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ допускается после выполнения мероприятий по сохранению объектов культурного наследия, предусмотренных разделом проектной документации на выполнение таких работ, либо проектом обеспечения сохранности объекта культурного наследия, либо планом проведения спасательных археологических полевых работ.

Пунктом 1 статьи 5.1 Федерального закона на территории памятника разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия в современных условиях.

В связи с тем, что сельскохозяйственная деятельность относится к традиционным видам деятельности для значительного количества территорий объектов археологического наследия, получение дополнительных разрешений органов охраны объектов культурного наследия на осуществление данного вида деятельности не требуется.

   Земельный участок любой категории и разрешенного использования, расположенный в границах территории объекта археологического наследия, используется с учетом следующих моментов:

- для сельскохозяйственного производства (пахать, сеять, жать, косить) без ограничений и дополнительных согласований с органом охраны памятников;

- для проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ - с условием согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона.

1.1. Если планируемые работы являются объектом проектирования по Градостроительному кодексу РФ, в проектной документации на проведение таких работ должен быть раздел по обеспечению сохранности объекта археологического наследия, содержащий оценку негативного воздействия планируемых работ на объект археологического наследия и мероприятия по сохранению этого объекта, которые нейтрализуют негативное воздействие. Раздел является составной частью проектной документации, подписывается организацией-проектировщиком, которая может разработать такой раздел самостоятельно (это не требуется лицензирование) либо привлечь профильных специалистов.

1.2. Если планируемые работы не являются объектом проектирования по Градостроительному кодексу (к примеру индивидуальные жилые дома этажностью до 3 этажей, бани, хоз. постройки и тому подобное), должен быть подготовлен проект по обеспечению сохранности объекта археологического наследия, содержащий оценку негативного воздействия планируемых работ на объект археологического наследия и мероприятия по сохранению этого объекта, которые нейтрализуют негативное воздействие.

Для подготовки проекта наличие специальных лицензий по охране объектов культурного наследия не требуется.

Заинтересованное лицо самостоятельно выбирает проектировщика и решает вопрос о привлечении профильных специалистов.

2. Документация, указанная в пунктах 1.1 или 1.2, в соответствии со статьей 30 Федерального закона должна получить положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.

Заинтересованное лицо самостоятельно вступает в контакт с экспертом (контакты можно найти на сайте Министерства культуры России или на сайте Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края пройти по ссылке в разделе «Историко-культурная экспертиза» (ссылка)), заключает договора и получает необходимое заключение.

3. Документация, указанная в пунктах 1.1 или 1.2, с положительным заключением историко-культурной экспертизы направляется в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края, которой проводится рассмотрение со следующими условиями:

- заключение экспертизы размещается на 15 рабочих дней на сайте Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края для общественного обсуждения;

- максимальный срок рассмотрения документации (от регистрации до принятия решения и выдачи его на руки) - 45 дней.

4. Реализация согласованных мероприятий, предусмотренных документацией, указанной в пунктах 1.1 или 1.2, и направления подтверждающих (отчетных) материалов в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия Пермского края.

5. После получения положительного решения Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края о рассмотрении подтверждающих (отчетных) материалов, необходимо реализовывать запланированные работы.

5.1. Особенностями являются ситуации:

- документацией, указанной в пунктах 1.1 или 1.2, не предусмотрено специальных мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (в ситуации, когда негативного воздействия на объект археологического наследия нет) - запланированные работы проводятся после согласования документацией Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края;

- документацией, указанной в пунктах 1.1 или 1.2, предусмотрено проведение специальных мероприятий по сохранению объекта археологического наследия одновременно с проведением строительно-монтажных работ. В данном случае отчет о выполненных мероприятиях сдается после их завершения.